О двух небесах и одном счастье
Apr. 12th, 2010 02:58 pmКрещение, Прощенное Воскресенье, Вербное Воскресенье, Пасха, Благовещение, Провода, Вознесение, Троица – вереница религиозных праздников нескончаемо тянется с самого начала года, один за другим эти дни пышно чествуют торжественными шествиями, песнопениями, колокольным звоном, на телевизионных экранах без устали мелькают клобуки, рясы и величественные седовласые бороды, и сонмы сановных лиц, со свечкой в руке эффектно вытянувшись в струнку перед алтарем, благостно нашептывают в объективы камер слова молитвы. Со страниц газет не сходят поздравительные христианские «рекламные блоки» от отцов церкви и нации, в радиоэфире почти без пауз звучат елейные голоса священнослужителей и особо велеречивых и набожных чиновников, политиков и общественных деятелей.
В этой яркой и пестрой богоугодной череде дата 12 апреля с каждым годом становится всё менее важной и значимой, делается скромнее и незначительней буквально на глазах, всё более и более теряет в весе. Того и гляди – пройдет еще десяток лет, и о ней забудут вовсе, точно никогда и не было в этот день ни всенародного ликования и подъема, ни братания с абсолютно незнакомыми людьми, ни оглушительных перекликиваний «Волг», «Москвичей» и «Побед» на весенних солнечных улицах, ни удивительного слова «Поехали!»
Точно не было никогда гордости – за соотечественников, за науку. За Родину.
За каких-то двадцать лет мы благополучно слили в унитаз не только промышленность, сельское хозяйство, армию и флот, правоохранительную систему, профессионально-техническую педагогику, исследования в сфере точных и естественных наук и еще много, много всего того, на чем зиждились мощь и непререкаемый международный авторитет государства, которого давно нет и которое даже поминать всуе с определенных пор почитается делом предосудительным; мы ежедневно, ежечасно отправляем по тому же назначению и нашу память – память о трудах, победах и свершениях, которыми славны были наши отцы, деды и прадеды. Сегодня нас со всех сторон, точно надзиратели в колонии строгого режима, обступают тьмы и тьмы проповедников всех мастей, лжепророков, знахарей, сектантских мессий, «заряжателей» воды, новоявленных звездочетов, гомеопатов, целителей минералами, органических земледельцев, тренеров, ведающих секретом заветных «ста шагов к Успеху» и прочих шарлатанов и аферистов, и мы, завороженные их вкрадчивой болтовней, послушно несем им свои кровные, не уставая при этом усердно молиться или медитировать. Усердно молиться, беспрестанно каяться перед всем миром в тысяче надуманных грехов, гневно осуждать пресловутые «преступления сталинизма» - вот наш нынешний удел. Это - удел тех, кто обрел наконец-то вожделенную возможность созерцать на прилавках двести тридцать пять сортов колбасы, но вынужден при этом в поте лица своего ради простого хлеба насущного униженно горбатиться, склонив глаза к земле и окончательно забыв о Небе.
Нет, не о том Небе, которое представлено в священных писаниях и о котором нам без устали вещают пастыри-златоусты. А о том Небе, которое ровно сорок девять лет назад подарил нам обыкновенный русский человек – Юрий Гагарин.
Сейчас уже мало кто помнит, что «Поехали!» было не единственным словом, которое произнес Юрий Алексеевич перед стартом. Вот что он говорил в речи на Байконуре за несколько десятков минут до эпохального путешествия:
«Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов!
Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно сказать вам в эти последние минуты перед стартом! Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Сами понимаете, трудно разобраться в чувствах сейчас, когда очень близко подошел час испытания, к которому мы готовились долго и страстно. Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полет. Радость! Нет, это была не только радость. Гордость! Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой - можно ли мечтать о большем!
Но вслед за этим я подумал о той колоссальной ответственности, которая легла на меня. Первым совершить то, о чем мечтали поколения людей, первым проложить дорогу человечеству в космос. Счастлив ли я, отправляясь в космический полет! Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях...».
А что есть счастье для нас?
Е. Марковский